пятница, 23 марта 2012 г.

Гештальт - что это?



Уже с полгода езжу на трехдневки по гештальту, но вот объяснить другим, что это такое... :)

При взгляде со стороны - клиент сидит напротив психолога, рассказывает о своих чувствах, ощущениях. Психолог периодически задает наводящие вопросы, не давая сильно уклоняться в область абстрактных умствований, возвращая к чувствам. Часто у клиента слёзы, иногда проявляются гнев или страх. Вроде бы вопросы терапевта совершенно случайны, но разговор как-то всё ближе к причинам тех самых сильных эмоций... Иногда терапевт обращает внимание на какие-то нюансы в поведении клиента, и вдруг тот понимает, что точно также действует и в других ситуациях жизни... Иногда, это оказывается какой-то мыслью, в которой не хочется признаваться даже самому себе... Иногда, что-то еще... Забавно, никак не подобрать слова для гештальт-процесса. Вот как описать плавание человеку, который не видел воды? :)

Меня зацепил гештальт с первого раза, как увидел показательную сессию в исполнении Дарьи Рязановой в Университете. Любовь с первого взгляда :) Настолько созвучно, что просто не подобрать слов.

По первым впечатлениям в гештальте можно выделить три "кита" - 1) внимательность к себе, к своим ощущениям, эмоциям, мыслям; 2) честность перед собой; 3) закрытие гештальтов (завершение начатых цепочек событий).

Внимательность к себе, к своим желаниям, забота о себе - так легко сделать себе хорошо, и в тоже время так трудно психологически бывает иногда это сделать... Когда я думаю о том, что я хочу, что мне будет приятно, я не стану закидывать в себя любую пищу, лишь бы были калории, не стану общаться с теми людьми, которые мне в тягость только потому, что этого требует вежливость, не стану покупать ненужную мне вещь только потому, что она в моде...
Если я злюсь на кого-то, но не готов признаться себе в этом - как я могу избавиться от злости? Она никуда не денется, я лишь подберу для неё более "красивое" название, такое чтобы не царапало слух - возмущение, справедливое негодование, праведный гнев :) и т.п. Если же я честен сам с собой - я признаю, что злюсь на этого человека, и с этим уже можно работать.

Я могу полностью осознанно сделать ему гадость, понимая что и зачем я делаю. А могу решить, что это не та эмоция, которая мне нужна (и/или приятна) и сделать что-то, что изменит ее на другую. В любом случае - всё начинается с принятия себя, честности перед собой.

Гештальт это не потакание чувствам, как возможно кому-то показалось. Понимание своих чувств, принятие их и проживание их в приемлемом для тебя и окружающих виде. НЕ надо и превращать это в инструмент манипуляции другими людьми. Совсем даже не обязательно, говорить всем и всегда о своих чувствах. Скорее всего, нет смысла говорить руководителю о том, что его задания вызывают раздражение, или компании нетрезвых скинхедов, что они вызывают страх :)

И третье, что остается - это буквально физический дискомфорт от незавершенных действий (незакрытых гештальтов). Это не значит, что нужно обязательно доделывать до конца всё, что начинаешь. Но нужно понимать, что если ты не можешь доделать, то сознательный отказ от продолжения - это тоже окончание. Как раз честность перед собой и внимательность к своим ощущениям приводит к такому результату.

Людей с рациональным складом ума, пытающихся всё держать под контролем гештальт слегка напрягает. Какое-то Поле, энергия, фигура-фон... :/ Да, изрядная доля мистики присутствует. Что тут скажешь... "Голова предмет темный, исследованию не подлежит" (с) :)

Главное, это работает. Возможно, конечно, что это самовнушение... Время покажет. Важно, что людям становится легче жить, а уж какую под это подвести теоретическую базу - вопрос второй.

Что больше всего понравилось? Можно провести метафору с ремонтом оборудования. Вышел из строя какой-то электронный блок. Если на складе есть запас и главное скорость ремонта, то проще всего заменить неисправный на новый и продолжать работу. А можно вскрыть его, разобраться с документацией, с настройками, найти причину по которой он крякнул... Долго, требует высокой квалификации - это да, но мне как-то ближе этот подход. Гештальт - как раз такой.

И как обычно, наши недостатки - это продолжение наших достоинств. Гештальт помогает найти глюки в своем поведении, сбои в настройках убеждений и ценностей, но он не даёт "правильных" моделей. Выбор за человеком. Не устраивает то, что есть? Думай сам, на что будешь менять, если конечно хочешь менять...

Нужен ли гештальт всем? Конечно же нет. Если у тебя есть мудрый терпеливый душевный друг - иди к нему со своими проблемами, а не на гештальт-сессию :) Честное слово, гештальтист отличается только чуть большим опытом :) Может ли гештальт пригодится всем? Сложный вопрос. Гештальт не сделает тебя более успешным, но он может сделать тебя более счастливым.

P.S. Всё ещё думаете, к чему картинка? :) Это иллюстрация одного из принципов гештальта "фигура-фон". Подробнее - в другой раз :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий